Государственные нормативы в области архитектуры, градостроительства и строительства СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСтан
ДОМА И ИНТЕРНАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ
СН РК 3.02–04–2012
ВВЕДЕНИЕ
Настоящий документ разработан в рамках реформы нормативной базы строительной сферы Республики Казахстан, в соответствии с параметрическим методом нормирования, ориентированного на интеграцию строительной отрасли в региональную и мировую социально-экономическую системы. Настоящие строительные нормы содержат: - цели нормативных требований; - функциональные требования; - требования к рабочим характеристикам. Настоящие строительные нормы являются одним из нормативных документов доказательной базы Технического регламента «Требования к безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» применительно к зданиям домов и интернатов для детей-инвалидов. Настоящие строительные нормы разработаны в соответствии с требованиями нормативных документов в строительстве, действующих на территории Республики Казахстан, и предназначены для разработки проектов и возведения домов - интернатов для детей-инвалидов, строящихся на территории Республики Казахстан.
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Пункты 1.1, 1.2 и 1,4 изложены в соответствии с приказом Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан №224-НҚ от 17 октября 2017 года. 1.1 Настоящие строительные нормы устанавливают требования к размещению, участку, территории, объемно-планировочным решениям, функциональным группам, составу и площадям помещений, инженерному обеспечению и внутренней среде домов и интернатов для детей – инвалидов, а также медико-социальных учреждений (организаций) стационарного типа для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее – МСУ). 1.2 Настоящие строительные нормы распространяются на проектирование домов и интернатов, МСУ для детей-инвалидов, которые подразделяются на: - специализированные дома ребенка (далее - дома ребенка), в которых воспитываются дети с дефектами умственного и физического развития до 4-х лет; - специальные коррекционные образовательные учреждения, специализированные дома для сирот и детей, с ограниченными возможностями, оставшихся без попечения родителей; - медико-социальные учреждения (организации) стационарного типа для детейинвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 1.3 Возможны варианты комбинированных домов-интернатов, совмещающие функции домов общего типа и для детей с ограниченными возможностями. 1.4 При проектировании домов и интернатов, МСУ для детей-инвалидов кроме требований настоящего документа следует учитывать требования других нормативно - технических документов по специфическим условиям строительства.
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
Для применения настоящих строительных норм необходимы следующие нормативные документы: Технический регламент «Требования к безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий», утвержденный Постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 ноября 2010 года № 1202. Технический регламент «Требование по оборудованию зданий, помещений и сооружений системами автоматического пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре», утвержденный Постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 августа 2008 года №796. Технический регламент «Общие требования к пожарной безопасности», утвержденный Постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 января 2009 года №14. Правила устройства электроустановок, утвержденные Постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 октября 2012 года № 1355. РДС РК 1.01-01-2014 Государственные нормативы в области архитектуры, градостроительства и строительства. Основные положения. СН РК 2.01-01-2013 Защита строительных конструкций от коррозий. СН РК 2.04-01-2011 Естественное и искусственное освещение. СН РК 3.01-01-2013 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских населенных пунктов. СН РК 4.01-01-2011 Внутренний водопровод и канализация зданий и сооружений. СН РК 4.02-01-2011 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Примечание - При пользовании настоящим государственным нормативом целесообразно проверить действие ссылочных документов по информационному каталогу «Перечень нормативных правовых и нормативно-технических актов в сфере архитектуры, градостроительства и строительства, действующих на территории Республики Казахстан», составляемому ежегодно по состоянию на текущий год и соответствующему ежемесячно издаваемому информационному бюллетеню-журналу. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим нормативом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящих строительных нормах применяются термины по РДС РК 1.01-01, а также следующие термины с соответствующими определениями: 3.1 Адаптация: Приспосабливание к новым условиям. Здесь: изменения архитектурной среды зданий, учитывающие потребности маломобильных пользователей. 3.2 Антропометрические параметры: Система измерений человеческого тела и его частей. 3.3 Габариты: Внутренние («в свету») и наружные («в чистоте») размеры элементов архитектурной среды (предметов и пространств) по их крайним выступающим частям. Пункт 3.4 изложен в соответствии с приказом Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан №224-НҚ от 17 октября 2017 года. 3.4 Медико-социальное учреждение (организация): организация, предназначенная для постоянного или временного проживания в условиях стационара детей-инвалидов, нуждающихся в помощи и уходе, медицинском обслуживании. Медико-социальные учреждения (организации) стационарного типа системы социальной защиты населения делятся на следующие типы: - для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата; - детей-инвалидов с психоневрологическими патологиями. 3.5 Дом ребенка: Учреждение для воспитания и оказания помощи детям раннего возраста, оставшимся без попечения родителей, детям одиноких матерей, а также детям с дефектами физического или психического развития. Создаются дома ребенка общего типа, а также специализированные для детей с поражением центральной нервной системы, функций опорно-двигательного аппарата, слуха, речи, зрения и др. 3.6 Доступность: (безбарьерность): Свойство здания, помещения, места обслуживания, позволяющее беспрепятственно достичь места и воспользоваться услугой. 3.7 Досягаемость: Свойство мест обслуживания, имеющих параметры, обеспечивающие возможность воспользоваться, дотянуться до предмета, объекта пользования. 3.8 Зона безопасности: Зона (полоса) у края функционального элемента (площадки), предназначенная для предотвращения травмоопасных ситуаций. Пункт 3.9 изложен в соответствии с приказом Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан №224-НҚ от 17 октября 2017 года. 3.9 Инвалид: Лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, увечьями (ранениями, травмами, контузиями), их последствиями, дефектами, которое приводит к ограничению жизнедеятельности и необходимости его социальной защиты. 3.10 Интернат: Образовательное учреждение (школа), в котором учащиеся живут, обучаются, находясь на частичном или полном государственном обеспечении. 3.11 Медицинская реабилитация: Комплекс медицинских мероприятий, направленных на лечение, восстановление нарушенных или утраченных функций организма. 3.12 Параметры зон и пространств: Числовые значения величин (длина, ширина, высота), характеризующих размеры между какими-либо границами в плане или пространстве, например, длина и ширина зоны, занимаемой инвалидом, радиус разворота кресла-коляски, высота зоны досягаемости и т. д. 3.13 Переводчик жестового языка (сурдопереводчик): Специалист, осуществляющий перевод звуковой информации на язык жестов (для глухонемых). 3.14 Подъем: Разность уровней (вертикальный размер) между ближайшими горизонтальными плоскостями наклонного пути движения. 3.15 Помещение индивидуального обслуживания (функциональное): Кабина или кабинет, где осуществляется самообслуживание или обслуживание маломобильного посетителя персоналом учреждения (предприятия). Габариты кабины (кабинета) должны учитывать, как правило, возможность размещения также сопровождающего лица. 3.16 Помещение универсальное: Помещение здания, где благодаря организационным мероприятиям, а также сменяемому или трансформируемому оборудованию возможна организация различных видов деятельности. 3.17 Практикум (лаборатория-практикум): Помещение для фронтальных лабораторных работ и лабораторных практикумов с частью класса. 3.18 Продольный уклон: Уклон поверхности, параллельный направлению движения. 3.19 Психический недостаток: Временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании психики человека, включая: - последствия сенсорных нарушений; - нарушения речи; - нарушения эмоционально-волевой сферы; - последствия повреждения мозга; - нарушения умственного развития, в том числе умственную отсталость; - задержку психического развития и связанные с этим специфические трудности в обучении. 3.20 Ребенок (дети) с ограниченными возможностями: Ребенок (дети) до 18 лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющий ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке. 3.21 Сигнализаторы (оповещатели) опасности: Специальные элементы, встроенные или прикладываемые к поверхности пешеходной дорожки или другим элементам, для предупреждения людей с нарушением зрения об опасностях на их пути. 3.22 Символика: Знаковая информация для посетителей, воспроизводимая графическим или тактильным способом для условного представления объекта (понятия). 3.23 Социальная адаптация: Активное приспособление детей с ограниченными возможностями к условиям социальной среды путем усвоения и восприятия ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе, и трудовой подготовки в процессе целенаправленной социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки. 3.24 Социальная и медико-педагогическая коррекционная поддержка детей с ограниченными возможностями: Деятельность организаций образования, социальной защиты населения, здравоохранения, предоставляющих специальные социальные, медицинские и образовательные услуги, обеспечивающие детям с ограниченными возможностями условия для преодоления и компенсации ограничения жизнедеятельности и направленные на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. 3.25 Специальные коррекционные организации образования (далее - школыинтернаты): Специальные (коррекционные) образовательные учреждения в системе Министерства образования Республики Казахстан, которые, решая основные с образовательными учебными заведениями задачи, одновременно выполняют специфические, направленные на восстановление утраченных функций, коррекцию первичных и вторичных нарушений, развитие функций сохранных анализаторов и формирования компенсаторных навыков, способствующих реабилитации, социально-трудовой адаптации и интеграции детей и подростков в общество. Специальные коррекционные организации образования делятся на следующие типы: - с нарушениями слуха (неслышащие, слабослышащие, позднооглохшие); - с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие, поздноослепшие); - с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата; - с нарушениями речи; - с задержкой психического развития; - с расстройством эмоционально-волевой сферы и поведения; - со сложными нарушениями, в том числе со слепоглухотой. 3.26 Среда жизнедеятельности: Материальная среда, окружающая человека, в которой или при помощи которой он осуществляет все свои жизненные потребности, в том числе здания и сооружения, их оборудование, оснащение и прилегающая территория. 3.27 Тактильный: Рельефный, ощущаемый. 3.28 Участок: Территория, функционально связанная со зданием. 3.29 Учебная секция: Группа классных помещений (учебных кабинетов), рекреация, ресурсный центр и санузлы. 3.30 Физический недостаток: Стойкое нарушение развития и (или) функционирования органа (органов), требующее длительной социальной, медицинской и коррекционно-педагогической поддержки. 3.31 Фронтальные занятия: Все учащиеся сидят лицом к классной доске и учителю. 3.32 Школа – интернат: Учреждение, созданное для круглогодичного пребывания воспитанников с целью обеспечения более благоприятных условий для развития и воспитания ребенка, оказания помощи семье. Воспитанники школ-интернатов - дети из семьи - на выходные и каникулы могут ее покидать, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находятся в ней постоянно. 3.33 Шрифт Брайля: Рельефно-точечный шрифт для письма и чтения слепых. 3.34 Эргономические параметры: Параметры человека в условиях движения, какой-либо деятельности.
4 ЦЕЛЬ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
4.1 Цель нормативных требований Пункт 4.1 изложен в соответствии с приказом Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан №224-НҚ от 17 октября 2017 года. 4.1 Целью нормативных требований является обеспечение безопасности зданий домов, интернатов и МСУ на всех стадиях их жизненного цикла в целях защиты жизни, здоровья детей с ограниченными возможностями, имущества и охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, экономии энергопотребления, а также создания условий для проживания, обучения, лечения детей и приложения труда персонала. 4.2 Функциональные требования 4.2.1 В процессе строительства и в течение проектного срока эксплуатации основание и несущие конструкции здания с необходимой надежностью должны выдерживать возможные нагрузки, воздействия и влияния, а также сохранять требуемые проектные эксплуатационные показатели. 4.2.2 Несущие конструкции следует рассчитывать таким образом, чтобы изменяющиеся со временем показатели не влияли на их несущую способность в течение проектного срока эксплуатации. При этом следует учитывать условия окружающей среды и плановые мероприятия по техническому обслуживанию. 4.2.3 Соответствие несущей конструкции требованиям противопожарной защиты должна оцениваться на основании анализа всей несущей конструкции, ее участков или элементов, с применением табличных или опытных данных. Пункты 4.2.4, 4.2.6, 4.2.8, 4.2.9, 4.2.10, 4.2.11 и 4.2.13 изложены в соответствии с приказом Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан №224-НҚ от 17 октября 2017 года. 4.2.4 Дома, интернаты и МСУ должны размещаться с учетом возможного поведения здания или его элементов, при пожаре, чтобы последний не мог распространиться на соседние построения при самых неблагоприятных погодных условиях. 4.2.5 Здания должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалось раннее обнаружение очага пожара, оповещения людей, создание условий безопасной эвакуации, в том числе маломобильных детей, максимально быстрая ликвидация пожара. 4.2.6 В зданиях домов, интернатов и МСУ должны создаваться необходимые комфортные условия для проживания, обучения и лечения, обеспечивающие защиту жизни и здоровья детей-инвалидов, а также сотрудников в процессе эксплуатации здания с учетом благоустройства территории, архитектурно-планировочных решений, санитарноэпидемиологических требований. 4.2.7 При проектировании здания должны предусматриваться мероприятия, обеспечивающие защиту жизни детей, обслуживающего персонала и имущества от последствий пожаров, взрывов, выброса опасных материалов, а также от несанкционированного проникновения посторонних лиц. 4.2.8 Дома-интернаты, МСУ для детей-инвалидов должны быть спроектированы и построены с учетом того, что в течение срока его службы при пребывании в них людей не создавалась угроза для здоровья детей, связанных с содержанием в воздухе помещений загрязняющих веществ, сыростью, плесенью, освещением, инсоляцией, солнцезащитой, шумом, вибрацией и излучениями. 4.2.9 При проектировании зданий интернатов, МСУ для детей-инвалидов должны быть предусмотрены условия беспрепятственного и удобного передвижения детейинвалидов по участку и территории, а также в здании с учетом физиологических особенностей проживающих. 4.2.10 При проектировании домов, интернатов и МСУ для детей-инвалидов необходимо учитывать мероприятия, направленные на создание психологически комфортных условий для проживания и обучения детей. 4.2.11 Здания интернатов, МСУ и прилегающие территории должны быть спроектированы и построены так, чтобы при выполнении установленных требований к эксплуатации была сведена к минимуму возможность несчастных случаев, нанесения травм и создание угроз для жизни детей в результате передвижения, перемещения транспортных средств, пользования электроприборами и установками, лифтами или другим инженерным оборудованием. 4.2.12 Здания должны быть спроектированы и построены с учетом требований по эффективному использованию энергии для систем зданий и частей. 4.2.13 В зданиях домов, интернатов и МСУ установки обогрева, охлаждения, освещения и вентиляции должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы количество энергии, которое они потребляют при использовании, будет низким с учетом климатических условий. 4.2.14 При строительстве и сносе зданий следует предусмотреть комплексное использование природных ресурсов, повторное использование (рециклинг) строительных конструкций и материалов после разрушения.
5 ТРЕБОВАНИЯ К РАБОЧИМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ
5.1 Основные положения 5.1.1 Требования настоящих строительных норм направлены на создание полноценной архитектурной среды, обеспечивающей необходимый уровень доступности для детей с ограниченными возможностями при устройстве мест основных процессов жизнедеятельности, обслуживания, приложения труда и отдыха, с учетом требований технического регламента «Требования к безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий». 5.1.2 Высоту помещений, требования к инженерному оборудованию и другие общие требования, в том числе и противопожарные, следует принимать в соответствии с нормами проектирования, изложенными в действующих нормативных документах Республики Казахстан в области архитектуры, градостроительства и строительства. 5.1.3 Необходимость мероприятий гражданской обороны определяется в каждом конкретном случае. 5.1.4 Повышение качества архитектурной среды должно достигаться при соблюдении доступности, безопасности, удобства и информативности зданий для нужд детей с ограниченными возможностями. По степени значимости эти критерии должны иметь следующий порядок приоритетов: - доступность; - безопасность; - информативность; - комфортность (удобство). 5.1.5 Архитектурное решение объекта должно помогать детям: - идентифицировать зоны здания, сооружения, помещения; - находить и использовать коммуникационные пространства, определять направления своего пути, в том числе при эвакуации; - своевременно определять и уверенно избегать зоны риска. Пункты 5.1.6 и 5.1.7 изложены в соответствии с приказом Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан №224-НҚ от 17 октября 2017 года. 5.1.6 Дома–интернаты, МСУ для детей-инвалидов должны размещаться в самостоятельном здании или нескольких отдельных зданиях. Допускается соединение зданий теплыми переходами. 5.1.7 Вместимость домов, интернатов и МСУ для детей с ограниченными возможностями, состав и площади их помещений должны определяться в каждом конкретном случае. 5.1.8 Специализированные дома ребенка должны проектироваться с учетом содержания детей с дефектами умственного и физического развития (кроме детей с задержкой психоречевого и физического развития, обусловленной условиями воспитания): - с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики; - с органическим поражением центральной нервной системы без нарушения психики, в том числе с детскими церебральными параличами; - с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата и др. дефектами физического развития без нарушения психики; - с нарушениями функций слуха и речи (глухонемые, оглохшие, тугоухие); - с нарушением функций речи (заикающиеся, с алалией и др. нарушениями речи); - с нарушением функций зрения (слепые, слабовидящие); - с туберкулезной интоксикацией, малыми и затихающими формами туберкулеза; - с олигофренией в степени имбецильности, идиотии; - со слабоумием после перенесенных органических поражений головного мозга; - с умственной отсталостью всех степеней при наличии грубых нарушений двигательных функций; - для детей с нарушениями функций зрения (слабовидение) или слуха (слабослышание) с умственной отсталостью всех степеней при наличии грубых нарушений двигательных функций, затрудняющих воспитание, организуются отдельные группы сестринского ухода. В специализированном доме ребенка воспитываются дети от рождения до 4-х летнего возраста. Раздел 5 дополнен пунктом 5.1.8.1 в соответствии с приказом Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан №224-НҚ от 17 октября 2017 года. 5.1.8.1 Медико-социальные учреждения (организации) стационарного типа должны проектироваться с учетом содержания детей-инвалидов с нарушениями опорнодвигательного аппарата от 3 до 18 лет с сохранным интеллектом, нуждающихся в оказании специальных социальных услуг в условиях стационара. 5.1.9 В доме ребенка необходимо создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья детей, их гармоничное развитие и обеспеченность следующими видами обслуживания: - проживание; - питание; - санитарно-гигиеническое обслуживание; - воспитание, обучение; - медицинское обслуживание. Пункты 5.1.10 и 5.1.13 изложены в соответствии с приказом Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан №224-НҚ от 17 октября 2017 года. 5.1.10 Дома, интернаты (спецшколы-интернаты) и МСУ относятся к системе стационарного социального обслуживания и дифференцируются в соответствии с возрастом, состоянием здоровья и социальным положением детей и должны обеспечивать воспитанникам следующие виды обслуживания: - проживание; - питание; - санитарно-гигиеническое обслуживание; - воспитание, обучение; - культурно-массовое обслуживание; - медицинское обслуживание (включая физическую реабилитацию); - социальную адаптацию; - профессиональную подготовку (в зависимости от индивидуальных возможностей); - административно-бытовое обслуживание. 5.1.11 Во всех помещениях необходимо предусмотреть устройства и приспособления для облегчения физических усилий детей с ограничениями функций опорно-двигательного аппарата, в том числе передвигающихся на колясках. 5.1.12 Все типы учреждений, за исключением домов и интернатов для слепых и слабовидящих детей, должны быть рассчитаны на пребывание инвалидов-колясочников. 5.1.13 При проектировании домов, интернатов и МСУ для детей-инвалидов необходимо обеспечить: - хорошую акустику в помещениях; - легкость в использовании мебели, оборудования, техники; - оптимальное освещение с учетом вероятности появления бликов. 5.1.14 В спецшколах-интернатах могут содержаться дети школьного возраста, со следующим видом образования: - основное образование (девятилетнее); - среднее образование (одиннадцатилетнее). 5.1.15 С учетом недостатков физического и умственного развития сроки обучения и возраст детей и подростков, пребывающих в спецшколах-интернатах, могут быть увеличены и в состав спецшкол-интернатов для инвалидов могут быть включены дошкольные отделения для детей от 4 до 7 лет. 5.1.16 Спецшколы-интернаты должны обеспечивать круглосуточное пребывание воспитанников, включая выходные дни. В некоторых случаях в интересах детей допускается дневное пребывание. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обеспечивают круглогодичное пребывание, включая школьные каникулы. 5.1.17 Спецшколы-интернаты для детей с нарушением функций слуха, зрения, с последствиями полиомиелита и церебральных параличей должны рассчитываться на 12- летнее обучение и иметь в своем составе подготовительный класс. 5.1.18 Спецшколы-интернаты для умственно отсталых детей должны рассчитываться на 10-летнее обучение, подготовительные классы в спецшколахинтернатах для умственно отсталых детей не предусматриваются. Основной контингент воспитанников спецшколы-интерната может быть также увеличен за счет детей, отягощенных, кроме основного физического недостатка, интеллектуальной неполноценностью. Из таких детей формируется отделение вспомогательных классов с 9-летним сроком обучения (1-9 классы). 5.1.19 Дома и интернаты могут подразделяться на следующие виды: 1) Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для слепых и слабовидящих детей: а) для слепых, где обучение детей начинается с 6-7 летнего возраста, допускается также прием детей с превышением возрастной нормы на 1-2 года; б) для слабовидящих, куда дети принимаются с 7 летнего возраста, допускается прием детей из других типов и видов образовательных учреждений в различные классы в связи с заболеваниями органа зрения, травмами глаз и др. 2) Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей: а) для глухих детей; б) для слабослышащих и позднооглохших детей. Для обеспечения дифференцированного подхода в обучении слабослышащих и позднооглохших детей допускается создавать два отделения: I - для детей с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха; II - для детей с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха. 3) Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи, которые в своем составе имеют два отделения: а) для детей, имеющих общее недоразвитие речи тяжелой степени (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия и др.), а также страдающих общим недоразвитием речи, сопровождающимся заиканием; б) для детей с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи. В составе I и II отделений при наличии достаточного количества обучающихся, имеющих однородные дефекты речи, могут создаваться отдельные классы с обязательным учетом уровня речевого развития обучающихся. 4) Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с последствиями полиомиелита и церебральным параличом. По мере восстановления здоровья на основании заключения психолого - медико - педагогической консультации обучающиеся могут переводиться в общеобразовательные учреждения общего типа. 5) Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с задержкой психического развития. 6) Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для умственно отсталых детей. 5.1.20 Необучаемые дети, т.е. дети, не воспринимающие действительность и не могущие себя обслуживать, должны размещаться в спальных помещениях в зависимости от возраста, тяжести заболевания, а также нормативных нагрузок на персонал обслуживания. Пункт 5.1.21 изложен в соответствии с приказом Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан №224-НҚ от 17 октября 2017 года. 5.1.21 Мебель и оборудование объектов должны соответствовать росто-возрастным особенностям детей. Набор, количество и размер оборудования предусматривают с учетом профиля учреждения, специфики помещений и соблюдения техники безопасности. Учебная мебель и оборудование помещений домов-интернатов, МСУ должны учитывать специфику педагогического процесса и лечебно-восстановительных мероприятий. 5.1.22 Все стационарное оборудование и мебель необходимо прочно закреплять. 5.2 Требования по обеспечению надежности и устойчивости зданий 5.2.1 Для обеспечения выполнения требований механической прочности и устойчивости конструкции здания должны сохранять свои свойства в соответствии с требованиями настоящих норм в течение предполагаемого срока службы. 5.2.2 Соответствие несущей конструкции требованиям по механической безопасности должно осуществляться на основании анализа всей проектируемой несущей конструкции и ее элементов, с применением табличных или опытных данных в целях обеспечения надежности и устойчивости здания. 5.2.3 Конструкции и детали должны быть выполнены из материалов, обладающих стойкостью к возможным воздействиям влаги, низких температур, агрессивной среды, биологических и других неблагоприятных факторов согласно СН РК 2.01-01. В необходимых случаях должны быть приняты соответствующие меры от проникновения дождевых, талых, грунтовых вод в толщу несущих и ограждающих конструкций здания, а также образования недопустимого количества конденсационной влаги в наружных ограждающих конструкциях путем достаточной герметизации конструкций или устройства вентиляции закрытых пространств и воздушных прослоек. Должны применяться необходимые защитные составы и покрытия в соответствии с требованиями действующих нормативных документов. 5.2.4 Стыковые соединения сборных элементов и слоистые конструкции должны быть рассчитаны на восприятие температурно-влажностных деформаций и усилий, возникающих при неравномерной осадке оснований и при других эксплуатационных воздействиях. Используемые в стыках уплотняющие и герметизирующие материалы должны сохранять упругие и адгезионные свойства при воздействии отрицательных температур и влаги, а также быть устойчивыми к ультрафиолетовым лучам. Герметизирующие материалы должны быть совместимыми с материалами защитных и защитно-декоративных покрытий конструкций в местах их сопряжения. 5.2.5 Должна быть обеспечена возможность доступа к оборудованию, арматуре и приборам инженерных систем здания и их соединениям для осмотра, технического обслуживания, ремонта и замены. 5.2.6 Оборудование и трубопроводы должны быть закреплены на строительных конструкциях здания таким образом, чтобы их работоспособность не нарушалась при возможных перемещениях конструкций. 5.2.7 При строительстве зданий в районах со сложными геологическими условиями, подверженных сейсмическим воздействиям, подработке, просадкам и другим перемещениям грунта, включая морозное пучение, вводы инженерных коммуникаций должны выполняться с учетом необходимости компенсации возможных деформаций основания в соответствии с требованиями, установленными в нормативных документах по различным инженерным сетям. 5.2.8 Ограждающие и несущие конструкции зданий должны приниматься согласно требованиям соответствующих нормативных документов. Конструкции и основания зданий должны быть рассчитаны на восприятие постоянных нагрузок от собственного веса несущих и ограждающих конструкций: - временных равномерно распределенных и сосредоточенных нагрузок на перекрытия; - снеговых и ветровых нагрузок для данного района строительства и т.д. 5.3 Требования пожарной безопасности 5.3.1 Пожарная безопасность и объемно-планировочное решение здания должны соответствовать требованиям технических регламентов «Общие требования к пожарной безопасности», «Требование по оборудованию зданий, помещений и сооружений системами автоматического пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре» и других нормативных документов, действующих на территории Республики Казахстан. 5.3.2 Электрическое оборудование, приспособления и их работа должны быть установлены таким образом, чтобы уменьшить их потенциальную возможность как источников возгорания. 5.3.3 Здания и сооружения должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы пожарные могли надлежащим образом осуществлять работы по спасению жизни детей и персонала, защите собственности и использовать оборудования тушения пожаров. Пункты 5.3.4 и 5.3.7 изложены в соответствии с приказом Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан №224-НҚ от 17 октября 2017 года. 5.3.4 На путях эвакуации должно быть предусмотрено аварийное и эвакуационное освещение. При проектировании эвакуационной системы домов-интернатов, МСУ необходимо учитывать, что в интернатах недопустима поэтапная эвакуация. 5.3.5 Эвакуационные выходы должны быть четко обозначены и максимально различимыми детьми, в том числе слабовидящими. 5.3.6 При проектировании эвакуационных путей ширину коридоров следует рассчитывать с учетом проезда нескольких инвалидных колясок одновременно. 5.3.7 В зданиях домов и интернатов, МСУ необходимо предусматривать автоматическую пожарную сигнализацию, автоматические установки пожаротушения и оповещения людей о пожаре в соответствии с требованиями технического регламента «Требование по оборудованию зданий, помещений и сооружений системами автоматического пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре». 5.3.8 В зданиях высотой два и три этажа следует проектировать открытые лоджии, расчет размеров которых необходимо производить с учетом габаритов инвалидной коляски и пространства для разворота, рассматривая их как противопожарные отсеки для сбора людей при пожаре. 5.3.9 В домах-интернатах помимо звуковой сигнализации необходима визуальная сигнализация для слабослышащих детей. Объединенная система сигнализации также необходима в помещениях, где ребенок может оказаться один, таких как санитарные узлы, душевые, раздевальные и т.д. 5.3.10 Извещатели сигнализации должны соответствовать требованиям технического регламента «Требование по оборудованию зданий, помещений и сооружений системами автоматического пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре». 5.4 Требования по обеспечению охраны здоровья людей в процессе эксплуатации зданий и сооружений 5.4.1 Размещение участка и территория Пункты 5.4.1.1, 5.4.1.2, 5.4.1.3 и 5.4.1.4 изложены в соответствии с приказом Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан №224-НҚ от 17 октября 2017 года. 5.4.1.1 Дома, интернаты и МСУ для детей с ограниченными возможностями следует размещать на озелененных территориях за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов с учетом санитарно-гигиенических и эпидемиологических требований по содержанию потенциально опасных для человека химических, биологических и микробиологических организмов в почве, качеству атмосферного воздуха, уровню радиационного фона, радона, физических (шума, ультразвука вибрации, электромагнитных полей и др.) и других факторов. 5.4.1.2 Проектирование зданий домов, интернатов и МСУ должно осуществляться с выполнением предпроектного этапа работ по оценке градостроительной ситуации, социального климата, социальных последствий размещения этих зданий в предполагаемом районе, по выбору конкретного участка. По результатам исследований должны быть определены меры, обеспечивающие благоприятные условия для интеграции интерната в социальную среду выбранного для размещения проектируемого объекта района. 5.4.1.3 Вопросы размещения домов, интернатов и МСУ в системе застройки населенных пунктов, удаления от промышленных объектов, транспортных магистралей и т.п., а также вопросы природоохранных мероприятий следует решать в соответствии с градостроительными требованиями нормативных документов, действующих на территории Республики Казахстан. 5.4.1.4 На участке домов, интернатов и МСУ запрещается размещать объекты, функционально не связанные с ними. 5.4.1.5 Здание на участке необходимо размещать так, чтобы окна выходили на две стороны, создавая возможность циркуляции потоков воздуха и использования солнечного света. 5.4.1.6 Окна классов и спален необходимо размещать со стороны, максимально защищенной от источников внешнего шума. 5.4.1.7 Земельный участок должен быть сухим, чистым; иметь удобные подъездные пути и выезды – как минимум, основной и хозяйственный. 5.4.1.8 На участке следует предусматривать подъезды, а также возможность объезда вокруг зданий для пожарных машин. Поверхность подъездных путей должна иметь твердое покрытие. 5.4.1.9 Подходы к зданиям, пути движения воспитанников на площадке не должны пересекаться с проездами для автотранспорта. 5.4.1.10 Ландшафт участка должен быть максимально удобным, а уличный инвентарь максимально безопасным для детей-инвалидов. Пункт 5.4.1.11 изложен в соответствии с приказом Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан №224-НҚ от 17 октября 2017 года. 5.4.1.11 На участке домов, интернатов и МСУ должна создаваться безбарьерная среда, обеспечивающая для детей-инвалидов всех категорий возможность самостоятельной ориентации в пространстве и беспрепятственного самостоятельного передвижения между всеми зонами участка, главными входами всех посещаемых зданий, подхода к остановкам общественного транспорта, к организованным пешеходным переходам через улицы и дороги, а также оборудованные места отдыха для инвалидов. 5.4.1.12 Искусственные водоемы на территории интернатов необходимо проектировать с ограждением для обеспечения безопасности для слабовидящих детей. 5.4.1.13 В вечернее время на территории участка должно быть обеспечено искусственное освещение. 5.4.1.14 Деревья, уличный инвентарь, фонарные столбы должны располагаться в стороне от пешеходных путей, ограждаться и окрашиваться в контрастный цвет, чтобы быть максимально заметными для детей с нарушением функций зрения. 5.4.1.15 Деревья, уличный инвентарь, которые могут встретиться на участке должны быть огорожены. 5.4.1.16 На территории участка необходимо предусматривать расстановку дорожных знаков, разметку дорожек и проездов для привития детям навыков соблюдения правил дорожного движения и поведения пешеходов на улице. Пункты 5.4.1.17, 5.4.1.19, 5.4.1.20, 5.4.1.21, 5.4.1.22 5.4.1.24, 5.4.1.25 и 5.4.1.26 изложены в соответствии с приказом Комитета по делам строительства и жилищнокоммунального хозяйства Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан №224-НҚ от 17 октября 2017 года. 5.4.1.17 Игровые площадки должны быть подразделены на площадки для детей младших возрастов (от 3 до 7 лет) и различные площадки для подростков-инвалидов, инвалидов до 18 лет. 5.4.1.18 При доме ребенка должен быть озелененный и огороженный земельный участок с оборудованием для организации прогулок на свежем воздухе в течение всего года. 5.4.1.19 На зеленых участках домов, интернатов и МСУ следует размещать площадки для занятий физкультурой. 5.4.1.20 В составе территории должны быть предусмотрены следующие функциональные зоны: а) проживания и обучения детей с расположенными в ней игровыми и спортивными площадками, теневыми навесами; б) обслуживания, в которой размещаются площадка при кухне с мусоросборником и пожарным постом; в) изолятора, приемного и карантинного отделений; г) огорода, ягодника, живого уголка; д) для встречи родителей с детьми (площадка); е) хозяйственная, в которой могут располагаться гараж, котельная, прачечная, складские помещения, мастерские, овощехранилище и т.д.; ж) проживания обслуживающего персонала. Примечания 1 Игровые площадки с теневыми навесами, спортивные площадки для необучаемых детей не предусматриваются. 2 Зона проживания обслуживающего персонала предусматривается только при загородном размещении домов, интернатов и МСУ. 3 На затесненных территориях для размещения хозяйственных, инженерных и подсобных помещений рекомендуется использовать подземное пространство, в том числе под зданиями учреждений, при условии выполнения требований действующих нормативных документов. 5.4.1.21 В случае загородного размещения домов и интернатов и МСУ площадь зоны проживания персонала следует принимать дополнительно к площади участка. Примечание - При организации поселка персонала нормативы его проектирования принимаются в соответствии с требованиями СН РК 3.01-01-2013. 5.4.1.22 При наличии в составе специального коррекционного учреждения, МСУ дошкольных групп набор площадок для детей дошкольного возраста и их оборудование должны соответствовать требованиям настоящих норм и действующей нормативной документации по проектированию дошкольных учреждений для детей с недостатками физического и умственного развития. 5.4.1.23 Специальные коррекционные общеобразовательные учреждения для детей с нарушениями функций слуха должны располагаться в наиболее тихих районах населенного пункта, удаленных от транспортных магистралей и проездов, радиостанций, радиорелейных установок-пунктов, чтобы исключить возможность нарушения работы аудиометрической аппаратуры. 5.4.1.24 Планировка и оборудование участка и отдельных площадок должны учитывать особенности деятельности и физических возможностей детей с нарушениями развития. Особые требования предъявляются к участкам специальных коррекционных образовательных учреждений для слепых, слабовидящих, а также с нарушениями опорнодвигательного аппарата, а также МСУ. 5.4.1.25 В домах, интернатах и МСУ для детей-инвалидов оборудование на игровых площадках должно устанавливаться в соответствии с эргономическими параметрами детей с учетом доступности для детей на инвалидных колясках, надежно и устойчиво закрепляться. Оборудование должно быть без выступов и шероховатостей, выступающих болтов, иметь водостойкое покрытие и хорошо поддаваться очистке. 5.4.1.26 Покрытие игровых площадок для домов ребенка должно быть травяное, для детей дошкольного возраста и МСУ травяное или утрамбованное грунтовое, укрепленное песчаной подсыпкой или мелкой каменной крошкой. Допускается применение тротуарной плитки. 5.4.1.27 Физкультурные и спортивные площадки на открытом воздухе должны содержаться в чистоте и быть ровными, свободными от посторонних предметов. Покрытие площадок должно быть максимально безопасным и комфортным для пребывания детей. 5.4.1.28 Групповые площадки должны проектироваться для каждой группы воспитанников, способных к самостоятельному обучению. 5.4.1.29 Игровые и прогулочные площадки следует оборудовать для проведения занятий в различную погоду и в различное время года. Над площадками или рядом с ними необходимо размешать навесы от дождя и снега. 5.4.1.30 Необходимо обеспечить удобную связь групповых площадок с входами в соответствующие групповые ячейки и с физкультурной площадкой. Поверхность групповой площадки для детей с нарушением зрения должна быть ровной и иметь ограждающую полосу с другой поверхностью. 5.4.1.31 Наряду с игровыми площадками необходимо предусмотреть лечебноигровые площадки, снабженные различными приспособлениями в зависимости от вида заболевания детей. Пункт 5.4.1.32 изложен в соответствии с приказом Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан №224-НҚ от 17 октября 2017 года. 5.4.1.32 На территории домов, интернатов и МСУ для детей-инвалидов, за исключением школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей, необходимо предусматривать, кроме игровых, физкультурную и спортивные площадки для игр в настольный теннис, волейбол, бадминтон, футбол и т.п. Эти площадки должны располагаться вблизи игровых площадок для детей среднего и старшего школьного возраста. 5.4.1.33 В хозяйственной зоне следует размещать котельную, склад топлива, другие хозяйственные постройки. В интернатах допускается выращивание овощей. Для хранения запасов овощей и фруктов в хозяйственной зоне необходимо оборудовать овощехранилище. 5.4.1.34 Огород-ягодник и площадку для живого уголка следует устраивать общими для всех групп обучаемых детей. 5.4.1.35 Хозяйственная зона должна иметь асфальтовое покрытие и отдельный въезд. Подъезд не должен пересекать пешеходные дорожки к групповым площадкам интерната, а также зону отдыха. 5.4.1.36 Не разрешается высаживать деревья и кустарники с ядовитыми плодами, колючками или засоряющими территорию при цветении. 5.4.1.37 Зеленые насаждения не должны препятствовать доступу солнечных лучей в здания домов и интернатов, а также должны защищать здания и групповые площадки от перегрева. Подбор видов зеленых насаждений должен обеспечивать наличие зелени в течение всего года. 5.4.1.38 В прогулочных зонах, пешеходных путях, тротуарах необходимо обеспечить равномерное дополнительное освещение и минимальное образование теней. 5.4.1.39 У входов на участок и в основных узлах путей движения следует размещать информационные устройства, показывающие план участка, обозначение отдельных элементов специального комплекса, направление движения к важнейшим объектам и другие сведения, необходимые для простоты ориентации на участке. Пункты 5.4.1.40 и 5.4.1.41 изложены в соответствии с приказом Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан №224-НҚ от 17 октября 2017 года. 5.4.1.40 Хозяйственная площадка должна иметь твердое покрытие, размещаться при входах в помещения кухни и примыкать к дорожному покрытию подъезда к зданию домаинтерната и МСУ для детей-инвалидов. Размещение хозяйственной площадки около групповых (прогулочных) и физкультурных площадок не допускается. 5.4.1.41 Территория стоянки должна быть недоступна для игр детей и подростков, инвалидов до 18 лет. 5.4.1.42 На территории участка объекта следует предусмотреть отвод дождевых и талых вод. 5.4.2 Объемно-планировочные и конструктивные решения 5.4.2.1 Общие требования Пункты 5.4.2.1.1 и 5.4.2.1.3 изложены в соответствии с приказом Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан №224-НҚ от 17 октября 2017 года. 5.4.2.1.1 Объемно-планировочные решения зданий, планировка и оборудование земельных участков домов, интернатов и МСУ должны соответствовать противопожарным требованиям, настоящим и другим нормативным документам, действующим на территории Республики Казахстан. 5.4.2.1.2 Основными функциональными требованиями к планировочной организации здания и к зонированию территории являются требования обособления, изоляции отдельных детских групп и удобных, коротких технологических связей между группами помещений и элементами участка. Наиболее жесткие требования предъявляются к спальным помещениям (помещениям проживания), которые ни в коем случае не должны быть проходными. 5.4.2.1.3 Здание домов-интернатов, МСУ необходимо размещать так, чтобы обеспечить шумоизоляцию спальных и учебных комнат. 5.4.2.1.4 На территории домов-интернатов необходимо устройство искусственного освещения с учетом потребностей детей с нарушением зрения. 5.4.2.1.5 В учреждениях для детей-инвалидов следует предусматривать необходимый набор помещений - жилых, служебно-бытовых, хозяйственных, административных, медицинских, культурно-массовых и досугового назначения, создавать условия для обеспечения обстановки, максимально приближенной к домашней, сочетая ее с необходимым медицинским обслуживанием. При проектировании следует предусматривать вариант решения учреждения с интеграцией жилых отделений для детей с сохранным интеллектом и для умственно отсталых детей при четком разграничении отделений. Планировку здания необходимо решать исходя из функциональной структуры учреждения, с единым блоком медицинских, административных, хозяйственных, культурно-массовых помещений и столовой. 5.4.2.1.6 Рассматривая вопросы функциональной взаимосвязи различных групп помещений, следует иметь в виду необходимость предусматривать так называемые «нейтральные зоны», в которых располагаются горизонтальные и вертикальные коммуникационные развязки - вестибюли, холлы, лестницы, пандусы, лифты, через которые осуществляются связи между функциональными группами помещений учреждения. 5.4.2.1.7 В зданиях специализированных учреждений для детей в возрасте от 3 до 18 лет предусматриваются следующие группы помещений. - А - помещения для проживания (групповые ячейки для дошкольников и жилые ячейки для младших, средних и старших школьников); - Б - учебные классы и производственные мастерские; - В - помещения общевоспитательного назначения (актовый и физкультурный залы, бассейны, помещения специальных занятий); - Г - реабилитационные медицинские помещения (кабинеты, процедурные, зал ЛФК и механотерапии); - Д - помещения обслуживающего назначения (пищеблок, постирочная, административные и хозяйственно-бытовые). Дополнен пунктом 5.4.2.1.7.1 в соответствии с приказом Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан №224-НҚ от 17 октября 2017 года. 5.4.2.1.7.1 В зданиях МСУ для детей в возрасте от 3 до 18 лет вместимостью до 50 мест предусматриваются следующие группы помещений. - А – группа жилых помещений; - Б – группа общих помещений (учебные помещения, актовый и физкультурный залы, бассейн, пищеблок, библиотека, кружковые комнаты, медицинские помещения, приемно-карантинное отделение (изолятор), помещения социальной адаптации и реабилитации, административно-хозяйственные помещения. 5.4.2.1.8 Все основные группы помещений учреждений для детей-инвалидов предпочтительно должны быть функционально изолированы и взаимосвязаны через коммуникационные пространства. Некоторые группы помещений, кроме жилых, допускаются предусматривать проходными. 5.4.2.1.9 Вестибюльную группу помещений, доступную для детей-инвалидов следует размещать на уровне входа в здание. Планировка вестибюля должна быть удобной для доступа детей-инвалидов, включая передвигающихся на кресле-коляске. Пункты 5.4.2.1.10, 5.4.2.1.11, 5.4.2.1.12, 5.4.2.1.13 и 5.4.2.1.14 изложены в соответствии с приказом Комитета по делам строительства и жилищнокоммунального хозяйства Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан №224-НҚ от 17 октября 2017 года. 5.4.2.1.10 При проектировании домов, интернатов и МСУ для детей разного возраста допускается проектировать обособленные ячейки с отдельным входом для каждой возрастной категории. 5.4.2.1.11 При проектировании домов, интернатов и МСУ для детей-инвалидов должны устанавливаться пандусы и перила. При отсутствии в здании лифтов и невозможности устройства пандусов предусматривается установка специального подъемника или лифта, приспособленного для индивидуального использования в креслахколясках. 5.4.2.1.12 В цокольном этаже объектов допускается размещать следующие помещения: прачечная, складской блок, гардеробные, помещения отдыха персонала, душевые, туалеты. В цокольном этаже домов, интернатов и МСУ для детей-инвалидов не допускается размещать помещения для пребывания детей, учебные помещения организации образования, а также спальные помещения. 5.4.2.1.13 При проектировании домов, интернатов и МСУ необходимо предусмотреть служебно-бытовые помещения: - помещения для персонала с гардеробом, санузлом; - комната для посетителей; - помещение инженерно-технического персонала; - комната отдыха персонала; - кабинет директора; - кабинет заместителя директора по хозяйственной части; - комната бухгалтерии; - хозяйственные склады; - прачечная - постирочная с группой помещений. 5.4.2.1.14 В состав прачечной-постирочной следует включать помещение для сортировки грязного белья с постирочной, дезинфицирующее отделение (кроме МСУ на 50 мест), помещение для хранения дезинфекционных средств и приготовления растворов, центральную бельевую (кладовую чистого белья в МСУ), комнату для хранения одежды, предназначенной на списание (кроме МСУ на 50 мест), помещения для персонала. 5.4.2.1.15 Помещения, режим использования которых сопровождается шумом и может причинять беспокойство детям, мешать или нарушать работу педагогического, медицинского или административного персонала (бойлерные с насосными установками, производственные помещения, ремонтные мастерские, охлаждаемые камеры с насосным отделением, вентиляционные камеры, компрессорные, учебно-производственные мастерские и другие), не допускается размещать смежно, над и под спальными комнатами, учебными, лечебно-диагностическими помещениями. 5.4.2.1.16 Для отделки помещений следует использовать строительные материалы, имеющие документы, подтверждающие их безопасность. Допускается применение подвесных потолков различных конфигураций в помещениях, не требующих соблюдения противоэпидемиологического, дезинфекционного режимов (вестибюли, коридоры, холлы). 5.4.2.1.17 В помещениях с обычным режимом эксплуатации потолки, стены и пол, оборудование должны иметь гладкую, матовую поверхность, допускающую уборку влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств. 5.4.2.1.18 Для внутренней отделки медицинских помещений предусматриваются материалы, допускающие проведение генеральной уборки и дезинфекции. 5.4.2.1.19 Приборы отопления должны быть защищены деревянными решетками. Дополнен подподразделом 5.4.2.2-1 «Медико-социальные учреждения (организации) стационарного типа для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата» в соответствии с приказом Комитета по делам строительства и жилищнокоммунального хозяйства Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан №224-НҚ от 17 октября 2017 года. 5.4.2.2 Дом ребенка 5.4.2.2.1 Дома ребенка должны размещаться в отдельно стоящих зданиях. В зависимости от вместимости и климатических условий здания могут иметь компактную, блочную или павильонную структуру. 5.4.2.2.2 Здания должны оборудоваться системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и центральным отоплением. 5.4.2.2.3 В здании должен соблюдаться принцип изоляции жилых помещений от административно - хозяйственных, а также групповой изоляции. 5.4.2.2.4 Входы в туалетные комнаты не допускается предусматривать с лестничных площадок и размещать напротив входов в спальные помещения. 5.4.2.2.5 В домах ребенка устанавливается карантинное отделение для вновь поступающих детей и
6 ЭКОНОМИЯ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
6.1 Требования к сокращению энергопотребления 6.1.1 Здание должно быть спроектировано и построено с учетом требований по эффективному использованию энергии для систем зданий и частей. 6.1.2 При проектировании необходимо предусмотреть правильную ориентацию здания по сторонам света. Правильная ориентация здания способствует естественному сохранению тепла в зимний период и охлаждению в летний, а также обеспечивает инсоляцию помещений. 6.1.3 Для обеспечения эффективного использования тепла ограждающие конструкции здания должны быть выполнены с использованием энергосберегающих материалов. 6.1.4 В зданиях следует предусматривать возможности индивидуального регулирования температуры, влажности, расхода воздуха. 6.1.5 При совершенствовании энергетической эффективности зданий должны приниматься во внимание климатические и местные условия, а также условия внутри помещений, должна учитываться экономическая эффективность. Эти меры не должны влиять на другие технические требования зданий, а также на их общедоступность, безопасность и целевое использование. 6.2 Рациональное использование природных ресурсов 6.2.1 Размещение, проектирование, строительство, реконструкция производственных зданий должны осуществляться таким образом, чтобы обеспечивалось благоприятное состояние для обитания растений, животных и других организмов, устойчивого функционирования естественных экологических систем. 6.2.2 В целях рационального использования природных ресурсов допускается использовать бывшие в употреблении строительные материалы, изделия и конструкции на объектах ремонта, реконструкции и строительства в соответствии с требованиями действующих нормативных документов. 6.2.3 При проектировании ландшафта участка необходимо учитывать условие естественного развития ландшафта. 6.2.4 Ландшафтные планы должны включать разумное сохранение природных ресурсов, таких как вода, почва, биологическое разнообразие, энергетические ресурсы, качество воздуха и другие природные ресурсы в интересах общества. 6.2.5 При строительстве и эксплуатации производственных зданий необходимо выполнять комплекс мер по уменьшению потребления воды и повышению эффективности переработки сточных вод в целях ресурсосбережения, охраны природы и для повышения экономической эффективности в промышленности.
Ключевые слова: Интернаты, расчетная вместимость, проектирование, детские группы, площадки, участки, территория, комнаты, вестибюль, помещение, пожарная безопасность, бытовое обслуживание, водоснабжение, водоотвод, санитарно-техническое оборудование, шкафы, электроснабжение, сети наружного освещения, парковочная зона, слаботочные системы, бани.
Проектирование зданий и сооружений в Алматы